«Какая смелость, какая стихийность манеры. Какие богатыри у нас появляются»

«Какая смелость, какая стихийность манеры. Какие богатыри у нас появляются»

Если говорить о том, под чьим влиянием находился в своем творчестве Василий Семёнович Сварог, то правильнее всего назвать имя Ильи Ефимовича Репина. Сварог не подражал ему, не старался копировать репинскую школу, — у Репина учился он мастерству, страстному отношению к сюжету, к натуре, реалистическому видению и отображению жизни.

С великим русским художником Сварог познакомился в 1915 году и тогда же написал большой портрет сына Ильи Ефимовича — Юрия и сделал карандашные портреты самого Репина и его жены Н.Б. Нордман-Северовой. В настоящее время перечисленные работы находятся в музее Академии художеств СССР.

Портрет Юрия кисти Сварога привел Илью Ефимовича в искренний восторг: «Какая смелость, какая стихийность манеры. Какие богатыри у нас появляются», — говорил он художникам об этой работе. Портрет имеет весьма любопытную историю.

В дни февральской революции 1917 года на чердаке и на крыше дома, где помещалась мастерская Сварога, засели полицейские. Они стреляли оттуда по манифестантам и по солдатам, отказавшимся защищать царское правительство. Во время перестрелки несколько пуль пробили окно мастерской и попали в находившийся там портрет Юрия Репина. Узнав об этом, Илья Ефимович 24 июля 1917 года писал Сварогу: «Дорогой Василий Семенович. Все время думаю о Вас и сокрушаюсь страшно. Неужели портрет, написанный Вами с Юры, так расстрелян?! Я Вас очень прошу отдать его реставрировать Дмитрию Федоровичу Богословскому (мастерские в Музее Александра III в Эрмитаже). Я бы очень желал приобрести у Вас этот портрет, а Богословскому заплачу за исправления уже я. Черкните мне о его стоимости, я немедленно вышлю деньги. Очень прошу Вас уступить его мне, он мне так нравится».

Лестно отзывается Репин о новых рисунках Сварога: «Весьма восхищен многими Вашими иллюстрациями в «Огоньке». Через десять дней — 4 августа — И.Е. Репин в новом письме из Куоккалы возвращается к вопросу о том же портрете: «Уж Вы меня простите и не сердитесь и не упрямьтесь: я приготовил для Вас 1000 руб. за Юрин портрет Вашей могучей кисти. Но, ради бога, не возитесь сами с реставрацией. Отдайте Богословскому, я с удовольствием прибавлю за всю эту работу. Вероятно, это будет стоить рублей 300, все равно, если и больше. Ведь Вы сами наделаете волдырей, а Вашего драгоценного времени потратите уйму за несносным и несвойственным Вам занятием. Ваш многовосхищенный огневыми чертами Вашего таланта, поклонник — и любящий скромность Вашей доброй души— невыразимо Илья Репин».

Восхищение огневыми чертами таланта художника И.Е. Репин замечательно выразил в своем портрете Сварога, написанном в год их знакомства. Работа великого мастера полна могучей силы, неувядаемо свежи краски. Композиция портрета-картины удивительно гармонирует с образом Сварога—«солнечного художника и солнечного человека». как называл его Илья Ефимович. Сварог написан с гитарой в руках, на фоне рояля. Изображая его в этом музыкальном «окружении», Репин как бы подчеркивал вторую стихию художника — музыку, пение. Знакомство с И.Е. Репиным перешло в крепкую сердечную дружбу, которая‚— как писал Сварог в автобиографии,— имела для него «особое значение». Их частые встречи, совместные прогулки проходили в оживленных, глубоко содержательных беседах об искусстве, о русской живописи и путях её дальнейшего развития.

Источник: картинная галерея «АртПанорама» 
Картина: Портрет Ю.И. Репина, 1915 год. (Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты»).

Дата публикации: 14.07.2017
Категория: Новости