Наш паровоз вперёд летит!

Наш паровоз вперёд летит!

В пятницу, 27 июля, Старую Руссу посетит занимательный поезд. Уже второй год подряд Октябрьская железная дорога радует рушан своими «подвижными музеями». Выставка информационного поезда приурочена к 15-летию ОАО «РЖД». В передвижной экспозиции и учебных классах можно ознакомиться с историей российских железных дорог, в частности Октябрьской магистрали.

«В пятницу, 27 июля, в Старой Руссе ожидают прибытие поезда. Горожане и гости города, слегка утомлённые провинциальными развлечениями, с нетерпением ожидают интересного зрелища».

Подобное объявление могло появиться в Старой Руссе и 140 лет назад. Правда, тогда ажиотаж по этому поводу был гораздо больше. Двенадцатого июня (25 июня по новому стилю) 1878 года Старая Русса, её жители и гости города шумной толпой встречали первый поезд в истории Руссы. До этого знаменательного дня добраться до города можно было почтовым трактом через Коростынь и Шимск или по озеру Ильмень.  Капризы погоды подчас делали подобные путешествия сложными и опасными. На озере случаются довольно сильные волнения, а о наших дорогах и так сказано достаточно, не зря их называют одной из исконно русских бед…

«Можно только представить себе, сколько  зрителей собрал первый старорусский поезд. Спустя всего сорок лет после пуска первой железной дороги в стране, паровозный гудок впервые прозвучал и в Старой Руссе.
Станция Старая Русса размещалась за городом в районе, который в настоящее время соответствует угольному складу с проездом от ул. Санкт-Петербургской по переулку Черепичный (бывшему Железнодорожный), на Деповскую улицу. На станции имелись вокзал, паровозное здание с устройствами для экипировки паровозов. Здесь же размещались вагонный сарай, угольный и дровяной склады. Рядом с вокзалом находились пакгауз и грузовой двор. На берегу реки Полисти, протекающей через город было построено водоемное здание для водоснабжения паровозов водой. Водопровод был проложен от реки. Для обслуживания пассажиров был построен вокзал, который представлял собой одноэтажное деревянное здание с 2-мя выходами: на платформу и привокзальную площадь. По обе стороны площади у коновязей в ожидании пассажиров стояли лошади, запряженные в извозчичьи повозки разного вида и конструкций.»

Такое описание первой станции в Старой Руссе приводит краевед Анатолий Васильков.  

Здание нового вокзала, построенное в 1897 году производило на прибывающих приятнейшее впечатление. Величественное и красивое оно вполне соответствовало званию императорского курорта.

Николаевская дорога работала исправно, старорусским направлением пассажиры были довольны. «В дореволюционные годы с 1-го мая по 1-ое сентября, специально для удобств лечащейся публики, открывалось прямое беспересадочное сообщение Санкт-Петербург - Царское Село - Дно - Старая Русса. Вечером поезд отходил из Санкт-Петербурга, а утром был уже в Руссе».

Часовня у южного перрона вокзала была посвящена святому Николаю Мирликийскому. Кое-кто из исследователей жизни последнего императора России утверждает, что именно здесь Николай II молился в последний раз перед отречением от престола. Достоверность этой информации ещё предстоит подтвердить или опровергнуть. Царский поезд в 1917 году здесь проезжал и, скорее всего, останавливался. История царской семьи ещё не закончена, возможно, в ней появятся новые страницы.

Для Старой Руссы железная дорога – это, по сути, новодел. Ну что значат скромные 140 лет истории «железки» по сравнению с тысячелетней историей города? Однако, в масштабах нескольких поколений, среди которых немало отдавших жизнь непростому труду железнодорожников, 140-летний юбилей станции  «Старая Русса» событие значительное. Его в Старой Руссе отметили большим концертом в самом конце июня 2018 года.

Современную железнодорожную станцию в Руссе неплохо знают псковичи и москвичи. Ежедневный пассажирский поезд всего на несколько минут останавливается на старорусском перроне. Улыбки встречающих, суета и милые хлопоты провожающих, нахмуренные брови опаздывающих. Поезд ворчит, шипит и гремит! Потом неторопливо, нехотя, как будто бы изо всех сил пытаясь остаться, трогается,  чтобы двинуться дальше…  

Фото обложки: Тимофей Шутов

Дата публикации: 25.07.2018
Категория: Новости