На вес золота (часть третья)

На вес золота (часть третья)

На территории современной России возникновение соляного промысла исследователи связывают с праславянскими племенами и относят к V веку нашей эры. О солеварении в русских княжествах свидетельствуют письменные источники XI-XII веков.

Поморье является одним из старинных центров добычи соли на Руси, и это неудивительно, ведь большое количество источников, в том числе соль морская, осаждающаяся в полосе отлива-прилива самого соленого внутреннего моря России — Белого, побудили жителей этого древнего региона к использованию ресурсов, дарованных им природой, и развитию солеварения. Уставная грамота, выданная новгородскому Софийскому собору в 1137 году князем Святославом Олеговичем, дала право сбора налога в его пользу с соляных варниц. Грамота гласила: «…на мори от чрена и от салгы по пузу». В беломорских солеварнях слово «чрен» (црен) означало кованный ящик из листового железа для выпарки соли, «салга» - котел для варки соли, а «пуз» - мешок соли объемом около 52 литров. Саму поморскую соль называли «морянкой». Кстати, соляной промысел в Поморье сохранял свою актуальность вплоть до начала XX века, пока не появилось более дешевой альтернативы.

Но вернемся к зарождению этого промысла на берегах Белого моря. Первые «солнечные» солеварни располагались в мелководных бухтах: логично, что соль в них получали под воздействием солнечных лучей. Но не стоит забывать, что Поморье — северный регион, тепло и солнечно здесь бывало далеко не круглый год. Ко всему же после отступления Скандинавского ледника леса здесь практически не росло, а следовательно, не было и дров. Но поморские солевары научились использовать в своих целях и мороз. Принцип вымораживания заключался в следующем: при замерзании воды на поверхности образуется пресный лед, а оставшаяся подо льдом вода становилась более соленой. При неоднократном замораживании соленой воды со снятием ледяной корки получался сильно концентрированный рассол, который впоследствии использовался для засолки рыбы.

С появлением железа стали использовать сковороды для выпарки соли на огне — те самые чрены. Интересен тот факт, что «морянка» была «черной» - ее запекали на хлебной основе, добавляя перетертые ржаные зерна и морские водоросли. Она имела вид ржаной буханки, а при прокаливании приобретала темный, почти черный цвет.

Начиная с XIV века соляные варницы стали известны не только в Поморье, но и в Русе (с XVI века - Старой Руссе), Соли-Галиче, в Городце на Волге и т.д.. В XV веке появляются соли Ростовские, Переяславские, Тотемские и Вычегодские солеварни. С XVI веком связано освоение солепромыслов в Прикамье, Чердыни. Некоторые города буквально выросли на соли – Соликамск, Усолье, Сольвычегодск. Владельцами варниц были столичные князья и бояре, а также крупные монастыри: Муромский, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Печенгский, Кандалакшинский, Троице-Сергиева лавра. В XVII веке Соловецкому монастырю принадлежало 54 соляные варницы на Беломорье.

Добыча и приготовление соли на Руси, как и в остальном мире в те времена, приносила огромный доход, хоть и давалась тяжелым изнурительным трудом, отчего ее стоимость только возрастала. Зато от одной «вари» менее чем за двое суток опытный солевар получал около 200 пудов «белого золота». Если учесть, что, к примеру, в XVII веке (рассвет солеварения в России приходится как раз на это время) соль продавали за серебро: пуд соли стоил один рубль, два алтына и четыре деньги, - то нетрудно представить доходы поморских монастырей от продажи соли. По некоторым данным, Соловецкий монастырь должен был зарабатывать не менее 100 тысяч рублей за сезон. В то время как средний заработок ремесленника в городе составлял 1 рубль в месяц. Стоит учесть и отрицательную сторону промысла — для выварки 200 пудов соли необходимо около 15 кубических саженей дров. Так что представьте, сколько было вырублено леса только для нужд солеварения.

Сам процесс солеварения, просуществовавший вплоть до конца XIX века и претерпевший несущественные изменения от начала его использования, выглядел так. Опытный варничный мастер, руководивший «подварком» и несколькими рабочими, сам затапливал печь. Подварок в это время заливал в чрен рассол. Доведя рассол в чрене до кипения, солевар обязан был присутствовать подле котла в течение всей варки, которая иногда продолжалась до полутора суток. Особенно тщательно участники варки следили за жаром в печи. Ни в коем случае нельзя было допустить пригорания соли и образования соляной корки на поверхности чрена, так как днище могло прогореть. При появлении первых кристаллов соли в чрен добавляли свежую порцию рассола, пока не получался густой «засол». Когда соляной раствор загустевал, кристаллическая соль начинала оседать хлопьями на дно чрена. Это служило сигналом к тому, чтобы уменьшать жар в печи и постепенно гасить огонь. По окончании варки рабочие сгребали соль лопатами к бортам чрена и выбрасывали её на полати – деревянный помост, - где ее сушили, а затем ссыпали в мешки.

На внешнем рынке соль продавалась наряду с мехами, кожей, мёдом, воском и другими товарами. В 1631 году вышел строгий запрет на вывоз соли за рубеж. «…Хто учнет соль за рубеж продавать, а про то сыщетца или ково с продажной солью поймают, и тем людям за то воровство быть казненым смертью однолично без всякие пощады, где хто соль продавал за рубеж, или ково где с солью поймают, и тех людей в тех местах велим и повесить». В XVI веке ввели единый налог на соль – по две гривны с пуда, что было равноценно двойному подорожанию, и весной 1648 года вспыхнул соляной бунт в Москве, а затем в Пскове и в Новгороде. В 1705 году Петр I ввел не только соляную монополию, при которой право на торговлю принадлежало исключительно государству, но и издал множество указов об охране российских лесов. Правда, в 1711 году первый российский Император отдал соль на откуп промышленникам. В результате на развалинах монастырского солеварения возникло купеческое. Такая система просуществовала до 1862 года. К концу XIX века в России было около 200 солепромышленников, 75 % из них были мелкими предпринимателями. Концентрация капитала в соляной промышленности составляла примерно половину всего объема денежной массы. А соли все так же не хватало. Так что на протяжении всей нашей истории недостаток отечественной соли компенсировался ее ввозом из-за границы.

О соли можно говорить бесконечно. Напоследок вспомним самые известные поговорки и суеверия, связанные с ней. «Съесть пуд соли», «сыпать соль на рану» и «насолить» кому-либо — выражения, знакомые каждому. Все слышали, что соль «приносит несчастье»: просыпать ее — к ссоре в семье. Если вернуться к истории соли, то в этом поверье ничего загадочного не останется. В прежние времена растранжиривание столь дорогого продукта и вправду могло привести к ссорам. Но всегда ли соль — к беде? По другому старинному поверью, если бросить щепотку соли через левое плечо, можно наоборот беду отвести. Откуда взялось это суеверие? Из великой ценности соли. Испокон веков люди верили, что несчастья приносит нечистая сила, а сидит она, между прочим, за левым плечом. Если бросить туда щепотку соли, можно нечисть умилостивить, дав ей ценную «взятку».

На этом повествование можно и закончить. Подробности о соляном промысле Старорусской земли можно на экскурсии «Соль земли русской».

Дата публикации: 25.02.2016
Категория: Новости