Корочкин, в зеркало ты, что ли смотрел, когда писал Сварога? Точь-в-точь на тебя похож

Корочкин, в зеркало ты, что ли смотрел, когда писал Сварога? Точь-в-точь на тебя похож

Василий Семёнович Корочкин родился 5 (15 по новому стилю) марта 1883 в городе Старая Русса Новгородской губернии в семье крестьянина Семёна и прачки Ольги Васильевны Корочкиных. У Василия было две сестры: Анна (позднее — сельская учительница) и Надежда (в будущем — швея). 

«Родился я в городе Старая Русса. Родители мои - крестьяне… Мне было полтора года, когда умер отец, и мать тяжелым трудом прачки подняла на ноги троих детей, сумев им дать необходимое образование… Еще в городском училище обратили внимание на мои способности к рисованию, и по его окончании учитель Чистяков собрал среди местной интеллигенции сто рублей и отправил меня в Петербург, где я, успешно выдержав экзамен, поступил в Художественную школу Штиглица.»

В 1896 году, в тринадцатилетнем возрасте, Василий Семёнович поступает в Центральное училище технического рисования Штиглица в Петербурге и через четыре года успешно заканчивает его. Именно во время обучения и появился псевдоним художника — «Сварог».

«На третьем году обучения, перед очередным экзаменом, он получил задание написать картину на тему «Бог небесного огня Сварог» — божество в мифологии западных славян. Ну, наш Вася пошел фантазировать — намалевал солнце, звёзды, молнии, всполохи северного сияния, зори, радуги, а в этом сверкающем окружении — лик божества. Картина удалась, но экзаменаторы сказали: «Корочкин, в зеркало ты, что ли смотрел, когда писал Сварога? Точь-в-точь на тебя похож». С того дня мы в шутку стали величать его Сварогом. Он привык к этому прозвищу.» Соколов В. А. Художник Сварог. — Л.: Лениздат,1986. — стр.20

Знания и приобретенные основы мастерства, полученные в школе Штиглица, оказались столь основательными, что после ее окончания художник начал самостоятельную творческую работу. С 1900 года Сварог сотрудничает с петербургскими иллюстрированными журналами «Живописное обозрение», «Волшебный фонарь», «Солнце России». Жанровые композиции с фрагментами крестьянской жизни и деревенского быта, рисунки для многочисленных в то время журналов, портреты знакомых и на заказ - интенсивная, часто вынужденная работа художника в 1900-1910-е годы. В 1911 году В.С. Сварогу была присуждена первая премия на конкурсе, организованном редакцией журнала «Солнце России», за серию рисунков к произведению Льва Толстого «Живой труп». 

В 1915 году В.С. Сварог знакомится с Юрием Репиным и пишет его портрет, который привёл в восторг его отца, известного художника Илью Репина. Эта работа позволяет Сварогу сблизиться с мастером, присутствовать на его портретных сеансах. В 1916 году по рекомендации Репина он вступает в Товарищество передвижников и выставляет свои работы на передвижных выставках. В 1916 году Сварог пишет «Портрет матери». Картина была удостоена первой премии на весенней Передвижной выставке. В 1918 году Сварог принимает активное участие в украшении Петрограда к празднованию первой годовщины Октябрьской революции. Сам художник говорил, что он «работал особенно интенсивно, так как великие события требовали от каждого большого напряжения сил».

С 1919 по 1922 годы в связи с тяжёлой болезнью матери Сварог проводит в Старой Руссе. Здесь он организует Народный дом, создаёт художественную студию, кроме того, самодеятельные хоровые и оркестровые кружки, любительский оперный театр - Василий Сварог хорошо пел. Находясь в Старой Руссе, он исполнял на сцене старорусской оперы сложные партии — мельника в «Русалке» Даргомыжского, Мефистофеля в «Фаусте» Гуно, Мазепы в «Мазепе» Чайковского, Карася в «Запорожце за Дунаем» Гулак-Артемовского, Алеко в «Алеко» Рахманинова.

«Во-первых, я художник, но я одинаково страстно люблю музыку и пение. Я не представляю себе жизни без этих трёх искусств. Если я когда-нибудь буду лишён одного из них, если равновесие будет нарушено, я, наверное, перестану быть художником.»

В Старой Руссе художник создает много картин, посвящённых городу и его жителям — «Портрет Васи Ушакова», «Дети» (экспонировалась в Третьяковской галерее), «Портрет Валентины Казариной», «Рогачёвка» и другие.

В 1923 году вступил в Ассоциацию художников революционной России.

28 декабря 1925 года художник также находился в гостинице «Англетер». Сварог попал в номер Есенина в тот момент, когда того извлекли из петли. В. Сварог в этот момент создал посмертные портреты С. Есенина.

Также в 1925 году В.С. Сварог получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже за альбом «9 января», для которого он выполнил 11 больших рисунков. 

После Великой Октябрьской революции творчество Сварога приобретает яркую политическую направленность. Сам художник называет свой жанр «политической композиции». Одни картины выполнялись на основе личных впечатлений, другие на основе газетных сообщений.

В 1940 году Политуправление МВО объединило профессиональных военных художников в Студию военных художников имени М.Б. Грекова на базе Изомастерских самодеятельного красноармейского искусства. Перед студией поставили задачи культурного и политического воспитания воинов, отображения героического боевого пути армии. Руководителем был назначен В. Сварог, который создал ряд картин на военную тематику.

С 1941 года — в эвакуации. Сначала в Нальчике, потом в Тбилиси. 25 мая 1942 года в Тбилиси состоялась выставка картин. В 1942 году Сварог закончил свою последнюю картину — многофигурную композицию «Степан Разин».

В октябре 1942 года, возвращяясь из эвакуации в Москву, на Самаркандском вокзале, переходя пути с чемоданами, В. Сварог споткнулся и ударился левым виском об рельс. 10 октября в тяжёлом состоянии он был доставлен в Москву. В. Сварог поправился, но вернуться к живописи уже не смог. 31 декабря 1946 года Василий Семёнович Сварог скончался. Похоронен художник на Новодевичьем кладбище. Надгробие на могиле выполнил его ученик — народный художник СССР Н.В Томский.

В 1948 году усилиями друзей художника и его жены Ларисы Семёновны Сварог была проведена посмертная выставка его произведений. На ней были представлены картины, портреты, этюды из экспозиций Государственной Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея, Центрального Дома Советской Армии, музеев А.С. Пушкина, М.Горького, Академии художеств СССР и областных музеев.

Самое крупное хранилище картин Василия Сварога — около 200 картин — находится в Картинной галерее Старой Руссы.

Дата публикации: 18.03.2017
Категория: Новости