«Трамвай желанный»

«Трамвай желанный»

Сто лет назад началось строительство трамвайной линии в Старой Руссе.

Современный общественный транспорт в Старой Руссе ничем не отличается от транспорта в других провинциальных городках России. Те же самые банальные маршрутки и утомленные нашими дорогами автобусы. А ведь было время, когда в Старой Руссе был свой собственный трамвай на электрической тяге. Сто лет назад, в августе 1918 года, Старорусский Совет рабочих, крестьянских и солдатских  принял решение о постройке городского электрического трамвая на базе имущества эвакуированного из прибалтийского города Кемери в 1915 году, в связи с угрозой оккупации немецкими войсками. Еще до революции 1917 года, прошение об устройстве трамвайного сообщения направлялось в правительство, но тогда его не поддержали. Советская власть препятствовать инициативе рушан не стала и уже в 1919 году в городе началось строительство трамвайной линии. 

Новая экономическая политика, проводимая советским правительством в начале 20-х годов прошлого столетия, активизировала частных предпринимателей и свой первый рабочий сезон старорусский трамвай возил пассажиров находясь в аренде у частников. Трамвай двигался на паровой тяге.

С 11 июня в Старой Руссе ходит «трамвай», вернее, небольшой паровозик с двумя вагонами для перевозки публики и багажа. Трамвай свои рейсы приспособляет к часам прибытия и отправления поездов и идет от железной дороги до самого парка. Следовало бы ему работать и в час возвращения публики из театров, потому что среди возвращающихся слышны сожаления, что нет трамвая.

— Старорусская газета «Красный пахарь», июнь 1922 г.

В следующем, 1923 году, трамвайным хозяйством в Старой Руссе заведовал муниципалитет, а через год в городе создан комбинат «Электровод», в который вошли электростанция, водопровод, трамвай и другие коммунальные предприятия города. Летом 1924 года была завершена электрификация линии, а 6 июля 1924 года состоялось торжественное открытие движение электрического трамвая. 

Длина маршрута составляла 2,5 км. Трамвайное депо располагалось на Введенской улице (Халтурина), рядом с городской электростанцией.

Трамвай исправно служил городу и его гостям до начала Великой Отечественной войны. Старожилы вспоминают, что в начале июля 1941 года когда шла спешная эвакуация, трамвай ещё делал рейсы. 

Во время Великой Отечественной войны трамвайное хозяйство было полностью разрушено и больше не восстанавливалось.

Неоднократно приходилось слышать идеи о возрождении трамвайного сообщения в Старой Руссе. Помечтать о собственном трамвайчике, который катает туристов и горожан по тихим, зеленым улочкам Руссы, безусловно, очень приятно. Однако, пока эту идею можно отнести к разряду фантастических проектов осуществить которые можно только при наличии доброй воли властей и жителей города и, что сложнее, неограниченного финансирования. Ведь пришлось бы перестраивать значительную часть современной транспортной инфраструктуры, обслуживать трамвайную линию и подвижной состав. А с этим и сто лет назад были проблемы…

В Старой Руссе до сих пор не могут починить трамвайные линии. А потребность в этом назрела уже давно. В некоторых местах рельсы совсем ушли в камни мостовой: когда едешь в вагоне, то качаешься словно на волнах. Также необходимо подтянуть и исправить электрические провода. 
4-го мая, например, был такой случай. На одной из стрелок бугель (дуга на крыше трамвая) застрял между проводов, оборвал скрепку и сорвался с крыши, разбив зеркало. 
Надо скорее починить трамвайные пути, не то наскочишь на большие убытки. 


Заметка из газеты «Звезда» №114 от 23 мая 1926 года.
Фото: Группа ВК «Старая Русса. Взгляд в прошлое» 

Дата публикации: 14.08.2018
Категория: Новости