VR-технологии: от «что» до «как»

VR-технологии: от «что» до «как»

Старорусскую водонапорную башню поместили в виртуальную реальность
(в ней наша красавица уже отремонтирована)

Ещё совсем недавно люди с удивлением относились к тому, что сейчас ни для кого не в новинку. Мобильные телефоны и плееры, уже отошедшие в прошлое, были чем-то необыкновенным всего пару десятков лет назад, а Интернет и вовсе считался какой-то магией. Кто не помнит кнопочных телефонов с крохотным дисплеем и громоздких стационарных компьютеров, а кто до сих пор не сменил свои «кирпичные» Nokia на новые флагманы и предпочитает искать информацию в книгах, нежели в поисковых системах (Яндекс или Googl)? Всё верно: прогресс не стоит на месте. И нам повезло, что мы живём в то время, когда его можно отследить, напрямую прикоснувшись к нему, а не просто прочитать о нём в газетах.

Но что же это за новые чудеса прогресса, раз последние модели смартфонов уже не вызывают былого интереса, а компьютерные игры мало чем удивляют. Их место смело занимают VR-технологии – те самые, о которых многие только читали, как когда-то про сенсорные экраны или ноутбуки. Нуждаются ли они в представлении? Посмотрим!

VR (virtual reality – виртуальная реальность) – это мир, смоделированный при помощи компьютерной техники и воздействующий на основные чувства человека так, как воздействовал бы настоящий мир, тем самым полностью погружая пользователя в себя. 
Стоит также упомянуть технологию AR (augmented reality – дополненная реальность), которая позволяет наложить виртуальную информацию поверх действительности в поле восприятия пользователя. 

Не стоит путать VR и AR, так как в первом случае происходит полное отхождение от реального мира, а во втором он лишь дополняется. Существует много разных типов VR и, конечно, область применения этих технологий невероятно широка. От игр и архитектурных макетов до практики хирургических операций виртуальная реальность содержит в себе огромный потенциал как для развлечений, так для науки и работы. 

Сегодня для минимального использования этой технологии требуются шлем виртуальной реальности, контроллеры, позволяющие взаимодействовать с искусственным миром, небольшие базовые станции, отслеживающие контроллеры, наушники и ноутбук. Сами программы можно выбирать практически так же, как игры в Steam или приложения на телефоне – всё, действительно, просто, если подумать.

Теперь перейдём к тому, как создаются VR-программы? Ничего необычного: так же, как современные игры, только адаптированные под контроллеры, и от первого лица для полного погружения в игровую реальность.

Всё так же придумываются сценарии, моделируется мир, закладывается уникальная или близкая к действительной физика, включаются все возможности, которые пользователь может совершать, создаётся интерфейс.

Особое внимание при работе над программой уделяется ощущениям. Например, при каких-либо действиях или ситуациях контроллеры могут вибрировать; специальное оборудование, разработанное ведущими компаниями, способно издавать запахи, имитировать физические воздействия на пользователя – словом, делать всё, чтобы покрывались основные источники информации организма человека: слух, зрение, осязание, обоняние и прочие.

Но если всё, казалось бы, понятно и здорово, почему виртуальная реальность не так популярна, как телефоны и ноутбуки? Ответ прост: эти технологии появились недавно, и разработчиков, особенно в России, ещё совсем немного, несмотря на возрастающую востребованность.

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого стал одним из тех, кто стремится внести свой вклад в решение этой проблемы и подключить к развитию и созданию VR-программ умных, открытых к новому опыту и знаниям креативных людей. Действительно, почему бы не стать одним из тех, кто будет на шаг впереди и кто станет вести остальных за собой? Не оставайся тем, кто просто пользуется прогрессом, стань тем, кто движет его! 
Малое инновационное предприятие НовГУ ООО «Магком» (которое «в обычной жизни» занимается исследованием и разработкой магнитоэлектрических устройств в широком диапазоне частот) не осталось в стороне и выиграло грант Фонда содействия инновациям в рамках конкурса по развитию Центров молодёжного инновационного творчества (ЦМИТ). 
Фонд-грантодатель является институтом развития экономики, поддерживает научные и конструкторские работы, которые направлены на коммерциализацию результатов проектов. 
Например, такие программы Фонда как «УМНИК», «Старт», «Кооперация», «Коммерциализация» охватывают большую аудиторию – от школьников и студентов, молодых инженеров, инноваторов до целых научно-производственных коллективов.

Проект ООО «Магком» называется «Платформа виртуальной реальности культурно-исторических центров малых городов». Цель проекта – это создание платформы виртуальной реальности культурно-исторических памятников малых городов России на примере водонапорной башни города Старая Русса.

То есть виртуальная модель старорусской водонапорной башни – это не просто одна из первых разработок «Магкома», а разработка базовая, на основе которой предполагается демонстрировать (в том числе представителям российской туриндустрии), как новые технологии могут работать в туризме. Разработчикам удалось повторить уникальную архитектуру памятника с внутренним пространством.

В рамках проекта участники Центров молодёжного инновационного творчества смогут ознакомиться с технологией виртуальной реальности и поучаствовать в создании новых приложений на ее основе, а также будет разработано VR-приложение, отображающее историю одного из культурных объектов Старой Руссы – водонапорной башни. При успешном выполнении каждый желающий сможет увидеть башню «сквозь года» и при помощи интерактивных возможностей даже принять виртуальное участие в ее жизни самолично! Это будет прекрасной возможностью для того, чтобы подогреть туристический интерес к культурным достопримечательностям малых городов нашей Родины.

Материал: Вера МАРЦИПАНОВА
Фото: ООО «Магком»

Дата публикации: 24.08.2018
Категория: Новости